Образование в Республике Корея
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Получение хорошего образования в Южной Корее имеет решающее значение в становлении успешной карьеры любого корейца, поэтому задаче поступления в престижное учебное заведение придается наивысший приоритет, а сам процесс сдачи вступительных экзаменов может иметь достаточно напряженный характер.[1][2] Корейские государственные административные органы четко выстраивают и контролируют весь образовательный процесс с ранних лет ребёнка и до его последнего года в высшем учебном заведении. Наибольшее предпочтение отдается математике, корейскому и английскому языкам, точным наукам и наукам об обществе. Физической культуре не уделяется сходного внимания, поскольку она не считается образовательным предметом, как следствие, у многих школ отсутствует должный спортивный инвентарь. Южная Корея была первой страной, обеспечившей высокоскоростной доступ к Интернету во всех образовательных учреждениях от начальных школ до ВУЗов.[3]
Учебный год поделен на два семестра. Первый начинается в марте и заканчивается в середине июля; второй начинается поздним августом и заканчивается в середине февраля. Летние каникулы проходят в период с конца июля до позднего августа, а зимние — с позднего декабря и до раннего февраля, а, помимо этого, также имеется короткий период выходных с середины до конца Февраля. Учебная программа жёстко не систематизирована и может варьироваться от одного учебного заведения к другому.
Общая структура образовательной системы Начальная школа 6 лет
Средняя школа 3 года Высшая школа 3 года Колледж 2 года Университет 4 года
Министерство образования и управления персоналом
Вопросами образования в Южной Корее заведует Министерство образования и управления персоналом, чьим прежним названием было просто «Министерство образования». В 2001 году администрация Кима Дэ Чжуна задало высочайший приоритет получению гражданами качественного образования и развитии человека в целом, в результате чего полномочия прежнего министерства были расширены и оно стало заниматься всеми вопросами развития человека, а министр образования был повышен до звания вице-премьер-министра.
Как и все другие министры, министр образования и управления персоналом назначается на достаточно короткий срок (около года) действующим президентом из числа кандидатов, в прошлом так или иначе связанных со сферой образования. [править] Детский сад
Корейские детские сады не являются частью общей образовательной административной программы, родители отдают своих детей в частные заведения. В большинстве из них преподавание ведется на корейском, во многих есть классы английского, а в некоторых вообще английский является основным языком.
В детские сады отдают детей в возрасте от трёх до пяти лет. Большинство детей могут не получать «дошкольную» подготовку, но просто ходить в детский сад вместе с другими детьми, при этом, разница в возрасте может достигать трёх лет. При достижении шести лет, дети обычно идут в начальную школу.
В 80-х произошёл скачок уровня зачислений в детские сады и дошкольные учреждения: В 1980-х в 901 такое заведение было зачислено 66 433 ребёнка, тогда как уже в 1987—397 020 в 7 792 заведения. За тот же период выросло число воспитателей и учителей дошкольного образования: с 3 339 до 11 920, подавляющее число которых — 92 процента — были женщинами. Это объясняется рядом причин: Поощрение и содействие со стороны Министерства образования; Рост числа женщин, выходящих на рынок труда; Рост числа нуклеарных семей, в которых старшие родители, в силу их отсутствия, не могли нянчиться с детьми; Осознание того, что детские сады могут облегчить последующую учёбу.
Немаловажным фактором также являлись впечатляющие выпускные церемонии, а также дипломы и грамоты об окончании детского сада, которые в определённой степени импонировали родительскому чувству гордости за своё чадо.
Начальная школа
Начальную школу посещают дети в возрасте от 8 до 14 лет (6 и 12 «западных» лет соответственно), чья продолжительность, таким образом, составляет 6 лет. В список изучаемых предметов входят (однако не исчерпывают его): корейский язык математика точные науки науки об обществе языки изобразительное искусство музыка
Обычно все эти предметы ведет один классный руководитель, хотя некоторые специализированные дисциплины могут вести другие педагоги (например, физкультуру или иностранные языки).
Продвижение по ступеням образовательной системы с начальной до высшей школы не определяется результатами сдачи различных экзаменов, но исключительно по возрасту ученика.
До конца 80-х годов XX века английский язык обычно начинал преподаваться со средней школы, однако сейчас его начинают изучать в третьем классе начальной школы. Корейский язык разительно отличается от английского в плане грамматики, поэтому освоение английского происходит с большим трудом, но с относительно небольшими успехами, каковой факт достаточно часто является темой раздумий для родителей. Многие из них в итоге посылают своих детей дополнительно обучаться в частные учебные заведения, называемые хагвонами (кор. 학원). Все больше школ в стране начинают привлекать к обучению иностранцев, для которых английский язык является родным.
Помимо общественных начальных школ, в Корее существует ряд частных школ. Учебная программа таких школ более-менее соответствует государственной, однако, она воплощается на более высоком уровне: предлагается большее число учителей на меньшее количество учащихся, вводятся дополнительные предметы и устанавливаются более высокие стандарты образования в целом. Отсюда понятно естественное желание многих родителей устроить своих детей именно в такие школы, которое, однако, останавливает относительно высокая стоимость обучения в них.
Начальные школы по-корейски называются «чходын хаккё» (кор. 초등학교, 初等學校), что и означает «начальная школа». Правительство Южной Кореи изменило это название в 1996 году, с прежнего «гукмин хаккё» (국민학교, 國民學校), что переводится как «гражданская школа». Это прежде всего был жест восстановления национальной гордости. Слово, 국민학교 — это сокращение от «хвангуксинминый хаккё» (황국신민의 학교, 皇國臣民의 學校), «школа имперских предметов» которое осталось от тех времен, когда Корея находилось под контролем имперской Японии.
Школьное образование
Корейское школьное образование делится на среднее и высшее (обучение в средней и высшей школах соответственно).
По статистике, в 1987 году было примерно 4 895 354 учащихся и 150 873 учителей в средних и высших школах. Из числа учителей примерно 69 % были мужчинами. Введение школьного образования отражало изменение общих популяционных тенденций — в 1979 году его получало 3 959 975 учащихся. В 1987 году, учитывая безусловную важность получения высшего образования, большинство учеников пытались получить высшее образование: 1 397 359 учеников (60 % от общего числа) поступали в ВУЗы, по сравнению с 840 265 учениками в профессиональные училища. Последние могут специализироваться в нескольких областях: ведении земельного хозяйства рыболовстве коммерции торговле судоходстве инженерном деле а также различных видах искусств.
Вступительные экзамены в среднюю школу были упразднены в 1968 году. В конце 1980-х, учащиеся все ещё должны были сдавать вступительные экзамены (однако без соперничества с другими кандидатами), и результат поступления определялся либо случайным образом, либо по месту проживания относительно того или иного учебного заведения. Школы, чьей ранг раньше определялся по уровню обучающихся, были уравнены в получении поддержки государства и количеству распределенных бедных учеников. Тем не менее, эта реформа не уровняла школы полностью. В Сеуле учащиеся, которые хорошо сдавали вступительные экзамены, были допущены к поступлению в более престижные школы на без привязки к району, тогда как все остальные поступали именно в школу «своего» района. Реформы были равным образом применены к общественным и частным школам, поступление в которые строго контролировалось Министерством Образования.
В отличие от США, где номер класса обычно постепенно инкрементально возрастает с 1 до 12, в Южной Корее номер класса каждый раз начинает считаться с одного при поступлению в начальную, среднюю и высшую школы. Чтобы провести различия между ними, номер класса обычно указывается вместе с уровнем образовательной ступени. К примеру, первый класс средней школы (эквивалент седьмого класса в САСШ) будет называться как «Первый класс средней школы», «чунгхаккьо иль хакнён» (중학교 1학년)".
Средняя школа
По-корейски средняя школа называется «чунхакё» (중학교, 中學校), что дословно обозначает «средняя школа».
В корейской средней школе 3 класса. Большинство учеников поступают в неё в возрасте 12 лет и заканчивают, соответственно, к 15 годам (по западным меркам). Эти три года соответствуют примерно 7-9 классам Североамериканской и 2 и 4 классам (form) Британской образовательных систем.
По сравнению с начальной, южнокорейская средняя школа предъявляет гораздо более высокие требования к своим учащимся. Почти всегда строго регулируются форма одежды и прически, как и многие другие аспекты жизни студента. Как и в начальной школе, школьники проводят большую часть дня в одном классе со своими одноклассниками; однако, каждый предмет преподается своим учителем. Учителя переходят из класса в класс и только у некоторых из них, исключая тех, кто преподает «специальные» предметы, имеют свою аудиторию, куда ученики ходят сами. Классные руководители (Хангыль:담임선생님, тамим сонсэнним) играют очень важную роль в жизни учеников и имеют существенно больший авторитет, чем их американские коллеги.
У учеников в средней школе по шесть уроков в день, которым обычно предшествует одно особенный блок времени ранним утром, а также седьмой урок, особенный для каждой специализации.
В отличие от ВУЗ’а, учебный план не сильно варьируется от одной средней школы к другой. Ядро учебной программы формируется: математикой корейским и английским языками также рядом точных наук.
«Дополнительные» предметы включают: различные искусства физическая культура историю ханчча (китайская иероглифика) этика ведение домашней экономики уроки компьютерной грамотности.
Какие именно предметы и в каком количестве изучаются учащимися варьируется от года к году.
Продолжительность учебных занятий равняется 45 минутам. Непосредственно до начала первого урока, у учеников имеется в распоряжении порядка 30 минут, которые могут быть использованы по желанию для самообучения, просмотра программ, вещаемых специальным образовательным каналом (Educational Broadcast System, EBS) или для ведения личных или классных дел. В 2008 году, школьники посещали занятия полный день с понедельника по пятницу, а также по полдня каждую первую, третью и пятую субботы месяца. В субботу учащиеся занимаются дополнительной деятельностью в каких-либо кружках.
В конце 1960 годов правительство прекратило практики вступительных экзаменов в среднюю школу, заменив их такой системой, при которой в среднюю школу зачислялись ученики из одного района на основе принципа случайности. Это было сделано для того, чтобы усреднить уровень учеников во всех школах, однако, в некоторой степени разница между богатыми и бедными районами сохранилась. До недавнего времени большинство школ были открыты только для одного пола, но в последнее время новые средние школы принимают детей обоих полов, и прежние школы также становятся смешанными.
Как и в начальной школе, учащиеся переходят из класса в класс вне зависимости от их успеваемости, вследствие чего один и тот же предмет в одном и том же классе может изучаться совершенно разными по уровню подготовки учениками. Оценки начинают играть очень важную роль в последнем году средней школы, поскольку они влияют на шансы поступления ученика в тот или иной ВУЗ, для тех, кто в первую очередь хотят сделать научную, а не профессиональную техническую карьеру. В остальных же случаях оценки нужны просто для того, чтобы порадовать родителей или учителей (или избежать их праведного гнева). Существуют несколько стандартных форм экзамена для определённых предметов, а преподаватели «научных» предметов обязаны следовать рекомендованным учебным пособиям, однако, обычно учителя средних школ обладают бОльшими полномочиями относительно программы курса и метода преподавания, нежели преподаватели в ВУЗах.
Многие ученики средней школы после занятий также посещают дополнительные курсы («хагвон», либо проходят обучение у частных репетиторов. Особое внимание уделяется английскому и математике. Некоторые из «хагвонов» специализируются только на одном предмете, тогда как другие — на всех ключевых предметах, что может превращаться во второй раунд школьных занятий с нередко ещё большей нагрузкой на ученика сразу после окончания первого (официального). А, помимо этого, особо стойкие посещают ещё и кружки боевых искусств или музыкальные школы.
Домой обычно возвращаются поздним вечером.
Высшая школа
Высшая школа по-корейски называется называются «кодынхаккё» (고등학교, 高等學校).
В высшие школы поступают на первый курс в возрасте 17 лет и выпускаются после третьего класса в 19 лет. Школы могут быть разделены на специализированные отделения, соответствующие интересам того или иного студента и совпадающие с его карьерным путём. К примеру, существуют «научные» высшие школы (Science high school), школы изучения иностранных языков и искусствоведческие школы. Все они требуют для поступления сдачи достаточно сложных экзаменов. Высшие школы могут быть также поделены на общественные (публичные) и частные. Такие школы не дают какую-то специальность, но просто готовят своих учеников для поступления в колледж. Те студенты, которые по каким-либо причинам не хотят получать образование в колледже, существуют профессиональные училища, которые специализируются в области технологии, агрикультуры или финансов, куда студенты могут поступить сразу после выпуска из школ. Говоря о расписании высших школ, считается нормальным для студента возвращаться домой после полуночи после интенсивных сессии «самообучения» в такой школе. Учебная программа с порядка одиннадцатью предметам зачастую признается изматывающе тяжелой, поэтому некоторые студенты предпочитают поступать в частные академии, называемые «хагвонами» (학원, 學院) чтобы приумножить свои академические знания. В перечень основных предметов входят корейский и английский языки, математика, а также различные общественные и естественные науки. Важно заметить, что конкретные предметы и уровень их преподавания могут варьироваться от школы школе, в зависимости от специализации таких учебных заведений.
В отличие от средней школы, получение образования в высшей школе не является обязательным. Тем не менее, по оценкам OECD в 2005 году 97 % молодых корейцев окончили высшую школу. Очевидно, это самый высокий процент среди всех стран.[4]
Высшее образование
Структура высшего образования Университет Высшее образование
Общественная школа Частная школа Аспирантура Магистр (2 года) Магистр делового администрирования (MBA) (1 или 2 года) Кандидат наук (Ph. D.) (4 года)
Большинство студентов из высшей школы поступают в колледжи в конце года.
Студентам необходимо сдать стандартный тест, обычно называемый «сунын», (수능). Очень важно заметить, что учебная программа большинства школ построена вокруг содержания вступительных экзаменов. Сусын является аналогом американского SAT Reasonging test и состоит из трёх главных секций: корейский язык, математика и английский. Помимо них, существуют также ряд предметов «на выбор» из ряда общественных или естественных. Однако в отличие от американского SAT, такой тест может быть сдан только раз в году и требует интенсивной подготовки, причем некоторые будущие студенты начинают подготовку к нему ещё в детском саду. Недовольные результатами этого теста и решившие отложить поступление в колледж на один год студенты называются «чэсусэнами» (재수생).
С конца 1980-х, поступление в университет стало самым главным событием в жизни молодых корейцев, а поступление в наиболее престижный из них требует поистине титанических усилий и самопожертвования. Наиболее респектабельными являются Сеульский Национальный Университет, Korea Advanced Institude of Science and Technology, Пусанский Национальный Университет, , а также ряд частных институтов: Корейский Университет, Pohang University of Science and Technology, Yonsei University, Sogang University, Hanyang University,Sungkyunkwan University и Ewha Womans University.
Поскольку поступление в колледж зависит от результатов вступительных экзаменов, ученики высших школ вынужденно попадают в т. н. «экзаменационный ад» — жёсткий марафон на бесконечное запоминание огромного количества всевозможных фактов. В отличие от конфуцианских экзаменов времен династии Чосон, их современная версия важна не для элит, а для многочисленных представителей среднего класса. В конце 1980-х, порядка одной трети населения в студенческом возрасте (35,2 % в 1989) поступили в учреждения высшего образования; те, кто этого сделать не смогли, резко сократили свои шансы на социальный и экономический успех.
Число студентов, получающих высшее образование выросло с 100 000 в 1960 до 1,3 миллиона в 1987 году, каковой результат является вторым после США. К высшим учебным заведениям относятся четырёхгодичные колледжи и университеты, двухлетние младшие профессиональные колледжи, четырёхлетние преподавательские колледжи, а также аспирантуры. Главный недостаток такого положения в том, что выпускники ВУЗов хотели бы иметь карьеру, так или иначе делающую их лидерами социума, однако, для стольких желающих попросту не находится мест, что заставляет многих принимать менее престижные позиции, чем бы им хотелось. Особенно это касается амбициозных женщин, которых, помимо прочего, сдерживают традиционная гендерная дискриминация.
Поскольку тесты в высшей школе, проходящие два раза каждый семестр, почти столь же важны, как и вступительные экзамены в колледж или университет, у студентов попросту нет времени отдохнуть от тягот учебного процесса. Считается что студенту нужно запомнить от 60 до 100 страниц фактов, чтобы успешно сдать такие периодические тесты. Неудивительна поэтому встреча со студентами, поздним вечером возвращающимися домой с учёбы. Ради поступления в наилучший университет жертвуют и семейной, и частной, и общественной жизнью.
Экзамены являются очень важным временем года, поскольку они серьёзно меняют структуру общества. В дни, предшествующие экзаменам, газеты публикуют обращения к девушкам не пользоваться сильным парфюмом на экзаменах или не носить туфли на высоких каблуках, поскольку это может отвлекать от дела. Частные предприятия обычно открываются в 10 часов утра, для содействия тем родителям, которые помогали своим детям готовиться к экзаменам поздней ночью, а вечерами все развлекательные заведения, такие как теннисные клубы начинают закрываться раньше, чтобы способствовать подготовке к экзаменам.
Цена за такой «экзаменационный ад» заключается не только в «испорченном» детстве для большинства, если не для всех молодых корейцев, но также может вылиться во вполне реальные акты суицида, вызванные постоянным давлением бесконечных тестов. Наиболее распространенная причина самоубийств — нежеланно низкий результат на экзаменах. Помимо этого, формат периодических экзаменов в высшей школе и вступительных экзаменов в ВУЗе с заранее предустановленными вариантами ответов, оставляет студентом мало возможности для развития собственных творческих способностей. Такая исключительная ориентация на запоминание фактов имеет своим следствием формирование специфической картины мира.
Тем не менее, такая ситуация и её основной компонент — упор на тесты — вряд ли изменится в ближайшем будущем. Большой плюс этого подхода в его объективности. Даже, несмотря на некоторую жесткость, система считается прежде всего справедливой и беспристрастной. Использование же таких «необъективных» критериев сдачи как написание эссе, личные рекомендации или рекомендации от учителей, успехи во внеучебной работе, и т.д., потенциально открывают двери для всевозможных видов коррупции. В таком обществе, где очень важны социальные связи, как корейское, именно связи а не личные достоинства могут определить судьбу поступления в университет. Те из студентов, которые переживают все неприятности такой системы как минимум повсеместно признаются как достойные своего успеха. Самые успешные из выпускников, занявшие позиции в ответственные должности правительстве и бизнесе, признаются доказавшими свои амбиции на легитимное превосходство.
В отличие от других стран, где личные достоинства индивидов являются основой определяющих факторов их достижений, в Южной Корее таким фактором является престижность оконченного университета. Чаще всего, диплом такого ВУЗа означает успешную карьеру и финансовое благосостояние. Ну а у остальных молодых людей в студенческом возрасте, не поступивших по той или иной причине в университет, есть несколько выборов: Совершить самоубийство. Стать безработным и бездомным. Стать военным. Попытаться найти низкооплачиваемую работу, чтобы обеспечить себя хлебом насущным.
Тем не менее, некоторые корейцы достигают определённого успеха в обществе, даже не имея высшего образования.
По данным OECD, среди подростков суицид как причина смерти стоит на втором месте, сразу после автомобильных катастроф.[5]
История образования
Как и любая другая Восточно-Азиатская страна с конфуцианским наследием, Южная Корея имеет долгую историю формальной системы образования. Несмотря на отсутствие поддерживаемой государством системы начального образования, правительство учреждало систему школ в Сеуле и провинциях во времена правления династии Чосон. Такие школы испытывали некоторые недостатки в качестве предоставляемого образования и в 16 столетии были замещены по важности академиями — «совонами», центрами нео-конфуцианского возрождения. Студенты как частных, так и государственных школ освобождались от обязанности военной службы и пользовались примерно такими же социальными привилегиями, какими пользуются студенты наших дней. И, как и последние, были вовлечены в политику. Высшее образование предоставлялось в столице Конфуцианским национальным университетом Сонгюнгван дэхаккё (성균관대학교). Поступить туда могли 200 студентов в год, прежде прошедших низший экзамен гражданских обязанностей и готовых к последующим экзаменам.
В конце XIX — начале XX веков, организовывались частные школы самими корейцами и христианскими миссионерами. Роль последних особенно важна, поскольку они пропагандировали получение образования женщинами и распространяли Западные социальные и политические идеи.
Японская образовательная политики конца после 1910 года была направлена на превращение Кореи в послушную колонию, поэтому преподавали в основном предметы, развивающие технические навыки. Государственный университет по подобию Токийского Имперского Университета был открыт в Сеуле в 1923. Заранее было прописано жесткое соотношение корейских и японских студентов, равное 40 и 60 процентам соответственно.
во время оккупации южной части Кореи войсками США в 1945 году, была установлена система образования по образу и подобию американской: шесть лет начальной школы, шесть лет младшей и старшей школы и четыре годы высшей. Образование до 9 класса было обязательным. При режиме Ли Сын Мана (이승만) после 1948 года из-за недостатка ресурсов многие из этих реформ были отменены: совместное обучение сохранилось только в начальной школе, а обязательным стало образование только до 6 класса. Реформы 1990 года в основном возвратили порядок, установленный во время американской оккупации.
Во времена правления Ли и Пак Чон Хи (박정희), контроль за образование перешёл из рук школ на местах к государственному Министерству Образования. В конце 1980-х, министерство было ответственно за административное управление школами, выделение ресурсов, установление квотами на поступление, сертификацию школ и учителей, разработку учебного плана и прочее.
Большинство сходятся во мнении, что успехи Южной Кореи в экономике и технике следствие умелого инвестирования в «человеческий ресурс». Традиционное общественное уважение к образованному человека, сохранившееся с конфуцианских времен, дошло до наших дней, и сегодня им пользуются также учёные и работники различных технических профессий. Рывок в экономическом развитии могут почти всецело приписать себе высокообразованные технократы и экономисты, имевшие доступ к управлению страной с 1960-х годов. Научные профессии считаются самыми престижными в Южной Корее с 1980-х.
Успехи южнокорейской национальной образовательной программы подтверждаются статистически. В 1945 грамотными были 22 процента граждан; к 1970 — 87,6, а в поздние 1980-е — 93 процента. Южнокорейские студенты неплохо показывают себя на международных соревнованиях по математике и точным наукам. Несмотря на то, что только начальное образование (до 6 класса) было обязательным, процент учащихся на высших ступенях образования был сравним с подобными показателями в развитых странах, включая Японию. Примерно 4,8 миллионов учеников поступило в начальную школу в 1985 году. Процент продолживших необязательное в то время образование в средней школе составил более 99 процентов. Примерно 34 процента учащихся сдавали экзамены в ВУЗ, что сравнимо с показателями Японии (30 процентов), и выше Британского (20 процентов) рейтинга.
Впечатляют расходы государства на нужды образования. В 1975 они составляли 220 миллиардов вон, что соответствует 2,2 ВВП, или 13,9 процента всего бюджета. А в 1986 это уже был цифра в 3,76 триллиона вон, или 4,5 процента ВВП и 27,3 процента бюджета.
|